Вход

Главная > Новости > Статьи, исследования > Влияние хорового пения или прослушивания на секреторный иммуноглобулин А, кортизол и эмоциональное состояние

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

наши партнеры

Влияние хорового пения или прослушивания на секреторный иммуноглобулин А, кортизол и эмоциональное состояние

24.02.2024

Оригинальное название и оригинал статьи:

Effects of Choir Singing or Listening on Secretory Immunoglobulin A, Cortisol, and Emotional State

  • January 2005
  • Journal of Behavioral Medicine 27(6):623-35

DOI:10.1007/s10865-004-0006-9

Авторы:

Gunter Kreutz

Stephan Bongard

Sonja Rohrmann

Volker Hodapp

Dorothee Grebe

Уважаемые коллеги, это машинный адаптированный с музыкальной точки зрения перевод. Просим обо всех обнаруженных ошибках сообщать на info@music-festivals.ru. Заранее благодарим Вас за содействие! 


В настоящем исследовании изучается влияние хоровой музыки на секреторный иммуноглобулин А (S-IgA), кортизол и эмоциональное состояние у участников смешанного любительского хора. Субъекты участвовали в двух условиях в течение двух репетиций с интервалом в одну неделю: пение и прослушивание хоровой музыки. Образцы слюны и субъективные оценки воздействия брались как перед каждым сеансом, так и через 60 минут после него. Повторные дисперсионные анализы проводились для оценок положительного и отрицательного аффекта, S-IgA и кортизола. Результаты указывают на несколько существенных эффектов. В частности, пение приводит к увеличению положительного аффекта и уровня S-IgA, тогда как отрицательный аффект снижается. Прослушивание хоровой музыки приводит к усилению негативного аффекта и снижению уровня кортизола. Эти результаты показывают, что хоровое пение положительно влияет как на эмоциональный аффект, так и на иммунную компетентность. Наблюдение того, что субъективные и физиологические реакции различаются в зависимости от условий прослушивания и пения, требует дальнейшего изучения факторов задачи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:пение; S-IgA; кортизол; эмоция.

Со времен Платона художники и ученые были заинтригованы способностью музыки вызывать сильные эмоциональные реакции у людей и животных. Греческие философы были одними из первых в западной культуре, кто задумался о специфическом влиянии музыки на химию тела и субъективные чувства (Левман, 2000). Например, они были убеждены, что музыка полезна для здоровья, и были сформулированы конкретные рекомендации по использованию музыки в терапевтических целях против психических и физических заболеваний (Bruhn, 2000).

Эмпирические исследования последних десятилетий обращали внимание на психофизиологические эффекты прослушивания музыки с некоторым акцентом на реакции автономной нервной системы (АНС) (например, Goldstein, 1980; Kreutzи другие., 2002а,б; Панксепп, 1995). В целом, это исследование предполагает, что субъективный опыт слушателей, по крайней мере частично, опосредован физиологическими реакциями на музыкальные стимулы (Bartlett, 1996). Однако лишь немногие исследования смогли связать реакции периферической ВНС с эмоциональными переживаниями, связанными с музыкой (Krumhansl, 1997; Nyclicekи другие., 1997). На сегодняшний день это исследование еще не предоставило надежных доказательств связи между музыкой и переменными ВНС, связанными со здоровьем.

Кажется, хорошо известно, что ВНС глубоко влияет на иммунные функции (Ader и другие., 1991). В большинстве исследований, рассмотренных ниже, секреторный IgA (S-IgA) использовался в качестве маркера иммунной компетентности (Stone и другие., 1987б). S-IgA представляет собой белок, который считается первой линией защиты организма от бактериальных и вирусных инфекций верхних дыхательных путей (Томази, 1972). В частности, было обнаружено, что на S-IgA более сильное влияние оказывает симпатическая, а не парасимпатическая ветвь ВНС (кольцо и другие., 1999). Существует общее мнение, что S-IgA специфически реагирует на эмоциональное состояние человека (Rein and McCraty, 1995). Повышение уровня S-IgA часто наблюдалось в контексте позитивных и/или расслабляющих переживаний (например, Green and Green, 1987; Stone и другие., 1987a), тогда как уровень S-IgA часто снижался в исследованиях эмоционального воздействия стрессовых событий (Martin and Dobbin, 1988) и интенсивных физических усилий (MacKinnon and Hooper, 1994).

Исследования влияния прослушивания музыки на иммунную систему и эмоциональный стресс привлекают все большее внимание в поведенческой медицине (Pratt and Spintge, 1996). В нескольких исследованиях специально рассматривалась связь между прослушиванием музыки, субъективным настроением и иммунной компетентностью. Прослушивание музыки может существенно влиять на иммунные функции через ВНС (McCraty и другие., 1996). В частности, уровень S-IgA повышался при прослушивании музыки и релаксации (Цао и другие., 1992; см. также Ван Руд и другие., 1993). Индивидуальные музыкальные предпочтения и факторы контекста, по видимому, играют важную роль в опосредовании этих эффектов. Таким образом, музыка может принести пользу пациентам в индивидуальных форматах лечения (например, McKinney).и другие., 1997а). МакКрэти и другие (1996) пришли к выводу, что прослушивание музыки может усилить благотворное влияние самоиндуцированного позитивного настроения на иммунитет.

МакКинни и другие (1997b) обнаружили, что сочетание классической музыки и спонтанных образов приводит к значительному снижению уровня бета-эндорфина, гормона, который, как полагают, связан с эмоциональным стрессом (Panksepp и другие., 1979). Герра и другие.(1998) расширил эти выводы, используя классическую и техно-музыку. Они обнаружили корреляцию между личностными чертами, такими как стремление к новизне или избегание вреда, и эндокринными реакциями, вызванными музыкой, включая бета-эндорфин.

Кроме растущего количества доказательств того, что прослушивание музыки может влиять на иммунную компетентность и физиологический стресс у взрослых слушателей (Pratt and Spintge, 1996), не существует сопоставимых исследований о предположительно усиливающем эффекте более активного музыкального поведения, чем прослушивание. Например, эмоциональное влияние пения на организм певца пока еще плохо изучено, хотя пение, вероятно, является наиболее распространенной повседневной музыкальной деятельностью, наблюдаемой во всех культурах (Nettle, 2000). В новаторском исследовании Бек и другие (1999) изучали эндокринные эффекты пения у профессиональных хоровых певцов. Авторов интересовало влияние трех условий пения (две разные репетиции и одно выступление) на изменения уровня S-IgA и кортизола. Кортизол – это гормон, связанный с эмоциональным стрессом (Киршбаум и Хеллхаммер, 1994). Бек и другие (1999) обнаружили значительное повышение уровня S-IgA при каждом условии. Например, во время выступления уровень S-IgA повышался более чем на 350% почти у 25% певцов. Напротив, уровень кортизола снижался только в условиях репетиции, но значительно повышался во время выступления. Эти результаты свидетельствуют о различном влиянии пения на S-IgA и кортизол. Дальнейшее открытие Бека и другие. Исследование показало, что, согласно множественному регрессионному анализу, несколько субъективных показателей, связанных с положительным отношением к пению, предсказывали изменения в S-IgA. Для объяснения этих результатов было высказано предположение, что паттерны дыхания, вызванные пением, а также позитивные изменения настроения могут способствовать наблюдаемому увеличению уровня S-IgA.

Более поздние исследования, как правило, подтверждают субъективное положительное влияние на настроение и пользу для здоровья от пения в группах (Clift and Hancox, 2001; Grape и другие., в прессе; Анвин и другие., 2002; Валентайн и Эванс, 2001). Однако пока неясно, можно ли и в какой степени объяснить наблюдаемые эффекты простым пассивным воздействием музыкальных звуков, а не активным физическим занятием пением. Как было показано выше, прослушивание музыки само по себе может вызвать множество значительных эндокринных эффектов, даже независимо от музыкальной подготовки субъектов (Bartlett, 1996; McCraty) и другие, 1996).

На основе этих предыдущих результатов целью настоящего исследования было сравнить субъективные и физиологические реакции, вызванные групповым пением, с реакциями, вызванными прослушиванием музыки, и установить любые различия, поскольку испытуемые обрабатывали в этих условиях один и тот же музыкальный материал. Было высказано предположение, что и пение, и слушание усиливают специфические иммунные функции, а также приводят к положительным изменениям аффективных состояний. Таким образом, мы ожидали значительного увеличения S-IgA и субъективного положительного эмоционального состояния, а также значительного снижения кортизола и отрицательного эмоционального состояния после пения и прослушивания хоровой музыки, но эти эффекты были более выражены в состоянии пения.

МЕТОДИКА

Участники

В исследовании принял участие тридцать один участник (23 женщины) любительского хора. Возраст участников колебался от 29 до 74 лет (среднее значение=56.9 лет, стандартное отклонение = 14,8 года). По данным анкетирования, ни один из участников не сообщил о курении более 10 сигарет в день или употреблении более 5 алкогольных напитков в неделю. В анкете испытуемые не указали острых проблем со здоровьем в отношении дыхания или сердечно-сосудистой системы. Все субъекты дали информированное согласие индивидуально.

Дизайн и процедура

После получения информированного согласия от всех участников экспериментальные условия для этого исследования были реализованы на двух сеансах в одном и том же месте в репетиционном зале церкви в обычное время репетиций этого хора с 18:00 до 19:00. Занятия проводились 1 с интервалом в неделю и длились по 60 минут каждый. Участникам было рекомендовано не принимать пищу и алкогольные напитки, а также воздерживаться от курения в течение 1 часа до начала репетиции.

Перед началом первой сессии каждый участник заполнил демографическую анкету. Кроме того, перед каждым из двух сеансов применяется психометрическая шкала измерения эмоционального состояния (Positive and Negative Affect Schedule, PANAS; Krohne).и другие., 1996; Ватсон и другие., 1988) был завершен. PANAS состоит из 20 пунктов, 10 из которых представляют положительный аффект (например, «Я чувствую себя хорошо»), а 10 пунктов представляют отрицательный аффект (например, «Я чувствую депрессию»). Участникам было предложено оценить каждый из пунктов по шкале от 1 («очень мало или совсем нет») до 5 («чрезвычайно») в соответствии с их текущими ощущениями. PANAS заполнялся еще раз в конце каждой сессии. Также в начале и в конце каждого сеанса собирали слюну по стандартной процедуре (см. следующий раздел).

Состояние пения

Условия пения начинались с 10-минутной разминки, во время которой выполнялись различные дыхательные упражнения, упражнения на разминку и распевку. В оставшуюся часть сессии с хором были пройдены отрывки из "Реквием" Моцарта, дирижер давал хору указания. Во время разминки участники стояли, а все остальное время оставались сидеть. Время перерывов дирижера было измерено и составило примерно 10 минут времени репетиции.

Условия прослушивания

Во время второй сессии, неделю спустя, фрагменты "Реквиема" Моцарта были прослушаны с компакт-диска, а статьи о пении из энциклопедии искусств восемнадцатого века (Sulzer, изд.1967) были прочитаны вслух. В течение всего заседания участники сидели. Когда играла музыка, их просили внимательно слушать музыку, как будто они занимались пением. Более того, было обеспечено, что прослушивание речи и музыки в условиях прослушивания имело ту же пропорцию, что и пение и прослушивание дирижера в условиях пения.

Сбор и анализ слюны

Слюну собирали с помощью Sarstedt Salivettes®. Это устройство состоит из пластиковой трубки, в которой находится ватный тампон. Испытуемых попросили вставить тампон в рот и не глотать слюну в течение 5 минут. После этого ватный тампон помещали обратно в пробирку. Образцы слюны центрифугировали при 4000°С.×гв течение 10 мин, а затем хранили при -30 C до проведения анализа.

Измеряемыми параметрами в образцах слюны были иммуноглобулин А, альбумин и кортизол. Уровни альбумина служили как критерием исключения образцов слюны, загрязненных кровью, так и для коррекции показателей S-IgA с учетом влияния плотности потока слюны. Поскольку альбумин пассивно попадает в слюну из системных источников, его концентрация отражает проницаемость слизистой оболочки. Таким образом, соотношение S-IgA к альбумину указывает на местный секреторный иммунный ответ, контролирующий любую утечку IgA из сыворотки (Cripps и другие., 1991; Драммонд и Хьюсон-Бауэр, 1996).

После оттаивания слюну анализировали на концентрацию S-IgA и альбумина с помощью полностью автоматизированного нефелометрического анализа (BN100, Dade Behring, Марбург, ФРГ). Протокол анализа был адаптирован к ожидаемому диапазону концентраций S-IgA в слюне от 0 до 120 мг/дл.и альбумин (0–27 мг/дл) соответственно с использованием высокоспецифичных моноклональных антител к S-IgA человека и альбумину (Dade Behring). Предыдущие измерения показали чрезвычайно высокую точность внутри и между анализами, которую можно ожидать в целом для анализа белков и которая оправдывает однократные измерения образцов в клинической практике.

Кортизол в слюне определялся с использованием коммерческого люминесцентно иммунного анализа (IBL, Гамбург, ФРГ), специально разработанного для образцов слюны и одобренного Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA). Пипетирование стандартов, образцов и реагентов осуществлялось с помощью полностью автоматизированной системы (Labotech, Фрайбург, ФРГ).

Единицы люминесценции считывали с помощью автоматического люминометра (Beckmann, ФРГ). Все образцы были измерены в двух экземплярах с достаточной точностью внутри анализа (коэффициент дисперсии, CV<6%). Все образцы были проанализированы с помощью анализов, полученных из одной и той же загрузки, чтобы уменьшить вариации между анализами, которые составляли менее 10%.

Анализы слюны проводились в лаборатории профессора, доктора Й. Хеннига на факультете психологии Университета Юстуса-Либиха в Гиссене, Германия (подробнее см.: Хенниг).и другие., 1999).

Анализ данных

Сумма баллов положительного и отрицательного аффекта была рассчитана для двух условий. Чтобы определить любые существенные изменения положительного и отрицательного аффекта, для каждой из двух оценок были проведены два дисперсионных анализа с повторными измерениями (ANOVA). Аналогичным образом, значения S-IgA/ альбумина и кортизола подвергались двум отдельным повторным измерениям ANOVA. Во всех анализах состояние (пение или прослушивание) и время (исходное состояние и после лечения) служили независимыми переменными. Кроме того, для определения статистических взаимосвязей между субъективными и физиологическими изменениями были рассчитаны корреляции момента произведения Пирсона.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Психологические измерения

Средние баллы оценок положительного и отрицательного аффекта до и после двух условий представлены в Таблице I. Данные по трем субъектам не были включены из-за большой доли пропущенных значений.

ANOVA для значений положительного аффекта не выявил значимого основного эффекта состояния,F(1,27) = 3.08, p=0.09, или время, F(1,27) = 1.30,p=0.26. Однако между временем и условиями существовала значительная взаимосвязь,F(1,27) = 6.41,р <0.02. Последующие тесты простых эффектов, проведенные Тьюки, показали, что положительный эффект значительно увеличивается после пения (р <0.05), но не после прослушивания. ANOVA, учитывающий оценки негативных последствий, выявил весьма значимые основные эффекты на состояние,F(1,27) = 95.71,р <0.001, время,F(1,27) = 113.57,р <0.001, и значительное взаимодействие между двумя факторами,F(1,27) = 145.91,р <0.001. Апостериорные HSD-тесты простых эффектов Тьюки показали значительное снижение негативного аффекта после пения (р <0.05), а также значительное усиление негативного аффекта после прослушивания (р <0.05).

Таблица I. Средние значения (и стандартные отклонения) оценок положительного и отрицательного воздействия
для двух экспериментальных условий до и после пения/прослушивания 


Положительный эффект

Отрицательный эффект


Исходный уровень
После
Исходный уровень
После

Пение

2,86 (0,51)

3,15 (0,64)

1,31 (0,4)

1,18 (0,24)

Прослушивание

2,85 (0,67)
2,79 (0,81)
1,23 (0,25)
2,20 (0,31)


Физиологические измерения

В Таблице II представлены средние значения S-IgA/альбумина и кортизола на исходном уровне и после лечения.

ANOVA значений S-IgA/альбумина выявил весьма значимый основной эффект состояния, F(1,30) = 10.41,р <0.005, но без существенного основного влияния времени, F(1,30) = 0.24,p=0.62. Как и предполагалось, существовало значительное взаимодействие между временем и условиями,F(1,30) = 4.32,р <0.05 по S-IgA/ альбумину. Последующие тесты простых эффектов Тьюки HSD показали весьма значительное увеличение S-IgA/альбумина для условий пения (р <0.005), но никаких существенных изменений в условиях прослушивания (p=0,79). Рисунок 1 иллюстрирует существенное влияние времени на средние значения S-IgA/альбумин.

ANOVA, изучавший значения кортизола, выявил значительный основной эффект времени, F(1,30) = 10.30, р <0.005, но никаких дальнейших эффектов. Однако, поскольку у нас были конкретные гипотезы, учитывающие различное влияние пения и прослушивания на реакцию кортизола, мы провели попарное сравнение исходных значений и значений после лечения для обоих состояний отдельно. Эти анализы показали, что уровень кортизола значительно снизился по сравнению с исходным уровнем после лечения в условиях прослушивания, F(1,28) = 12.14; р <0.001, но существенно не изменился в состоянии пения, F(1,30) = 2.56;р >0.1.

Корреляции Пирсона между изменениями субъективных и физиологических показателей рассчитывались отдельно для двух состояний. Из восьми коэффициентов значимым оказался только один: изменения позитивного настроения во время прослушивания достоверно коррелировали с изменениями уровня кортизола,р = 0.40,р <0.05.

Таблица II. Средние значения (и стандартные отклонения) значений S-IgA/альбумина и кортизола
для двух экспериментальных условий до и после пения/прослушивания


S-IgA/альбумин

Кортизол [ng/ml]


Исходный уровень
После
Исходный уровень
После

Пение

3,66 (3,15)

4,10 (4,20)

0,75 (0,67)

0,81 (0,61)

Прослушивание

5,28 (5,26)
4,49 (3,78)

0,59 (0,48)

0,48 (0,27)




Рис. 1. Средние значения и стандартные ошибки значений S-IgA/альбумина до и после исполнения хоровой
музыки и прослушивания хоровой музыки, соответственно.


ОБСУЖДЕНИЕ

Данное исследование продемонстрировало психофизиологические эффекты хорового пения и прослушивания хоровой музыки. Мы обнаружили разные закономерности изменений S-IgA, кортизола и эмоционального состояния испытуемых в зависимости от двух экспериментальных условий. Пение приводило к снижению негативного настроения и повышению позитивного настроения и уровня S-IgA, но не влияло на реакцию кортизола. С другой стороны, прослушивание приводило к усилению негативного настроения, снижению уровня кортизола и отсутствию существенных изменений позитивного настроения и уровня S-IgA.

Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что хоровое пение влияет на положительные эмоции, а также на иммунные функции человека. Они подтверждают предыдущие результаты, которые показали, что пение положительно влияет на субъективные эмоциональные состояния (Анвин и другие., 2002) и усиливает иммунную защиту (Beck и другие., 1999). Эти исследования подтверждают представление о том, что изменения уровня S-IgA, вызванные музыкой, опосредуются субъективным настроением (McCraty и другие., 1996; Рейн и МакКрэти, 1995).

Вопреки ожиданиям, мы наблюдали снижение уровня кортизола только при прослушивании, но не при пении. С одной стороны, снижение уровня кортизола предполагает психологическую дезактивацию, расслабление и снижение стресса. С другой стороны, известно, что уровень кортизола снижается в часы бодрствования людей (Киршбаум и Хеллхаммер, 1994). Это снижение относительно резкое утром, но замедляется во второй половине дня. Учитывая тот факт, что в настоящем исследовании все измерения проводились между 18 и 19 часами, маловероятно, что наблюдаемое снижение примерно на 60% в течение 60 минут в условиях прослушивания связано только с суточным эффектом. Наблюдение о том, что прослушивание также приводило к усилению негативного настроения, предполагает, что условия прослушивания, по крайней мере частично, воспринимались нашими участниками как неинтересные, скучные и деактивирующие. Такая интерпретация вполне разумна, учитывая тот факт, что основной целью хористов-любителей является создание, а не восприятие музыки. С другой стороны, состояние пения могло предотвратить дезактивацию и снижение уровня кортизола. Более того, Беки другие (1999) показали, что ситуация выступления (репетиция по сравнению с публичным выступлением) влияла на направление изменений уровня кортизола, который снижался во время репетиций, но увеличивался во время публичного выступления. Авторы рассудили, что последнее эмоционально более требовательно, чем репетиции.

Наблюдаемое снижение уровня кортизола после периода прослушивания, хотя участники сообщали об усилении негативного настроения в тех же условиях, согласуется с предыдущей работой (Davis and Thaut, 1989), которая показала, что слушатели музыки могут давать противоречивые реакции на психологические и физиологические показатели. Одно из возможных объяснений этой диссоциации заключается в том, что музыка, выражающая негативные эмоции, например, горе или печаль, часто воспринимается как расслабляющая и успокаивающая (Västfjäll, 2002).

Положительные эмоции усиливались после пения, а отрицательные — после прослушивания. Почему прослушивание музыки не привело к таким же субъективным реакциям, как пение? Многие люди сообщают, что им нравится слушать музыку в групповой обстановке, например, на публичном концерте. Но опять же надо иметь в виду, что основная цель регулярной репетиции хора – это практиковаться в пении. Таким образом, экспериментальное вмешательство, требуемое условиями прослушивания, находилось в противоречии с рутинной репетиционной процедурой, а также с намерениями и ожиданиями отдельных хористов. Кроме того, хористы на репетиции контролируют голос, следят за нотной записью и дирижером и слушают своих коллег-певцов и во время пения более сосредоточены, чем во время прослушивания. Наконец, предыдущие исследования обращали внимание на аффективное воздействие текстов песен (Страттон и Залановски, 1994), но неясно, воспринимается ли и в какой степени содержание текстов по-разному во время прослушивания по сравнению с пением. Мы предполагаем, что эмоционально-негативные коннотации “Реквиема” могли оказать более сильное влияние на аффективные реакции при прослушивании, чем при пении.

Следует отметить ограничения настоящего исследования. Во-первых, в это исследование было включено только одно большое произведение классической музыки. Таким образом, еще неизвестно, можно ли обобщить наши выводы на разные стили и жанры музыки, а также на методы отбора музыкальных материалов (Thaut and Davis, 1993). Во-вторых, поскольку это исследование проводилось с участием хоровых певцов в группе, возникают вопросы относительно того, можно ли обнаружить аналогичные эффекты при сольном пении (Валентайн и Эванс, 2001). В-третьих, мы не контролировали физическую активность, которая, как известно, влияет на реакцию иммунной системы слизистых оболочек (Mackinnon and Hooper, 1994). Для наших испытуемых пение было физически более трудным, чем простое прослушивание. Будущие исследования должны выяснить, можно ли и в какой степени объяснить наблюдаемый эффект пения на S-IgA различной степенью физической активности.

Наконец, стоит отметить, что люди — не единственный вид, у которого наблюдается взаимосвязь между пением и иммунными функциями (Duffy and Ball, 2002). Можно предположить, что подобные отношения, как в этом исследовании, могут быть обнаружены и у других приматов, посколькуголосовые звукиу этих видов напрямую связаны с эмоциональным аффектом и регуляцией стресса (Grossmann, 2000; Hauser, 2000).

В целом, настоящее исследование показывает, что любительское групповое пение приводит к увеличению как положительного аффекта, так и выработки слюнного иммуноглобулина А, белка, который считается первой линией защиты от респираторных инфекций. Он повторяет предыдущую работу, демонстрирующую связь между пением и иммунной функцией, и предполагает возможное влияние музыкального поведения на благополучие и здоровье.


Это исследование было поддержано грантом Deutscher Sängerbund e. В. (Ассоциация немецких певцов). Мы благодарны двум анонимным рецензентам за ценные предложения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОБСУЖДЕНИЕ

Данное исследование продемонстрировало психофизиологические эффекты хорового пения и прослушивания хоровой музыки. Мы обнаружили разные закономерности изменений S-IgA, кортизола и эмоционального состояния испытуемых в зависимости от двух экспериментальных условий. Пение приводило к снижению негативного настроения и повышению позитивного настроения и уровня S-IgA, но не влияло на реакцию кортизола. С другой стороны, прослушивание приводило к усилению негативного настроения, снижению уровня кортизола и отсутствию существенных изменений позитивного настроения и уровня S-IgA.

Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что хоровое пение влияет на положительные эмоции, а также на иммунные функции человека. Они подтверждают предыдущие результаты, которые показали, что пение положительно влияет на субъективные эмоциональные состояния (Анвин и другие., 2002) и усиливает иммунную защиту (Beck и другие., 1999). Эти исследования подтверждают представление о том, что изменения уровня S-IgA, вызванные музыкой, опосредуются субъективным настроением (McCraty и другие., 1996; Рейн и МакКрэти, 1995).

Вопреки ожиданиям, мы наблюдали снижение уровня кортизола только при прослушивании, но не при пении. С одной стороны, снижение уровня кортизола предполагает психологическую дезактивацию, расслабление и снижение стресса. С другой стороны, известно, что уровень кортизола снижается в часы бодрствования людей (Киршбаум и Хеллхаммер, 1994). Это снижение относительно резкое утром, но замедляется во второй половине дня. Учитывая тот факт, что в настоящем исследовании все измерения проводились между 18 и 19 часами, маловероятно, что наблюдаемое снижение примерно на 60% в течение 60 минут в условиях прослушивания связано только с суточным эффектом. Наблюдение о том, что прослушивание также приводило к усилению негативного настроения, предполагает, что условия прослушивания, по крайней мере частично, воспринимались нашими участниками как неинтересные, скучные и деактивирующие. Такая интерпретация вполне разумна, учитывая тот факт, что основной целью хористов-любителей является создание, а не восприятие музыки. С другой стороны, состояние пения могло предотвратить дезактивацию и снижение уровня кортизола. Более того, Беки другие (1999) показали, что ситуация выступления (репетиция по сравнению с публичным выступлением) влияла на направление изменений уровня кортизола, который снижался во время репетиций, но увеличивался во время публичного выступления. Авторы рассудили, что последнее эмоционально более требовательно, чем репетиции.

Наблюдаемое снижение уровня кортизола после периода прослушивания, хотя участники сообщали об усилении негативного настроения в тех же условиях, согласуется с предыдущей работой (Davis and Thaut, 1989), которая показала, что слушатели музыки могут давать противоречивые реакции на психологические и физиологические показатели. Одно из возможных объяснений этой диссоциации заключается в том, что музыка, выражающая негативные эмоции, например, горе или печаль, часто воспринимается как расслабляющая и успокаивающая (Västfjäll, 2002).

Положительные эмоции усиливались после пения, а отрицательные — после прослушивания. Почему прослушивание музыки не привело к таким же субъективным реакциям, как пение? Многие люди сообщают, что им нравится слушать музыку в групповой обстановке, например, на публичном концерте. Но опять же надо иметь в виду, что основная цель регулярной репетиции хора – это практиковаться в пении. Таким образом, экспериментальное вмешательство, требуемое условиями прослушивания, находилось в противоречии с рутинной репетиционной процедурой, а также с намерениями и ожиданиями отдельных хористов. Кроме того, хористы на репетиции контролируют голос, следят за нотной записью и дирижером и слушают своих коллег-певцов и во время пения более сосредоточены, чем во время прослушивания. Наконец, предыдущие исследования обращали внимание на аффективное воздействие текстов песен (Страттон и Залановски, 1994), но неясно, воспринимается ли и в какой степени содержание текстов по-разному во время прослушивания по сравнению с пением. Мы предполагаем, что эмоционально-негативные коннотации “Реквиема” могли оказать более сильное влияние на аффективные реакции при прослушивании, чем при пении.

Следует отметить ограничения настоящего исследования. Во-первых, в это исследование было включено только одно большое произведение классической музыки. Таким образом, еще неизвестно, можно ли обобщить наши выводы на разные стили и жанры музыки, а также на методы отбора музыкальных материалов (Thaut and Davis, 1993). Во-вторых, поскольку это исследование проводилось с участием хоровых певцов в группе, возникают вопросы относительно того, можно ли обнаружить аналогичные эффекты при сольном пении (Валентайн и Эванс, 2001). В-третьих, мы не контролировали физическую активность, которая, как известно, влияет на реакцию иммунной системы слизистых оболочек (Mackinnon and Hooper, 1994). Для наших испытуемых пение было физически более трудным, чем простое прослушивание. Будущие исследования должны выяснить, можно ли и в какой степени объяснить наблюдаемый эффект пения на S-IgA различной степенью физической активности.

Наконец, стоит отметить, что люди — не единственный вид, у которого наблюдается взаимосвязь между пением и иммунными функциями (Duffy and Ball, 2002). Можно предположить, что подобные отношения, как в этом исследовании, могут быть обнаружены и у других приматов, посколькуголосовые звукиу этих видов напрямую связаны с эмоциональным аффектом и регуляцией стресса (Grossmann, 2000; Hauser, 2000).

В целом, настоящее исследование показывает, что любительское групповое пение приводит к увеличению как положительного аффекта, так и выработки слюнного иммуноглобулина А, белка, который считается первой линией защиты от респираторных инфекций. Он повторяет предыдущую работу, демонстрирующую связь между пением и иммунной функцией, и предполагает возможное влияние музыкального поведения на благополучие и здоровье.

Это исследование было поддержано грантом Deutscher Sängerbund e. В. (Ассоциация немецких певцов). Мы благодарны двум анонимным рецензентам за ценные предложения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ader,R., Felten,D. L.,and Cohen,N. (Eds.)(1991). Psychoneuroimmunology,2nd ed., Academic Press, San Diego.

Bartlett, D.(1996). Physiological responses to music and sound stimuli.In Hodges,D. A.(Ed.),

Handbook of Music Psychology, 2nd ed., IMR Press, San Antonio, pp.343385.

Beck,R. J.,Cesario, T.C., Yousefi, A.,and Enamoto,H. (1999).Choral singing,performance

perception, andimmune systemchanges insalivary immunoglobulinA andcortisol. Music

Percept. 18: 87–106.

Bruhn, H.(2000). Musiktherapie. Geschichte,Theorien, Methoden[Music therapy.History,

Theories, Methods].Hogrefe, Göttingen.

Clift, S.M., and Hancox, G.(2001). The Perceived benefits of singing: Findings from preliminary

surveys of a university college choral society. J.R. Soc.Promot. Health 

назад к новостям
просмотров 714

Комментарии