«Хор — это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении, слаженном дыхании. Общества, в котором можно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере. Пение, особенно хоровое, совместное, — это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик», — это высказывание известного хормейстера, педагога и просветителя Георгия Струве стало своего рода эпиграфом общественных слушаний «Роль хорового пения в воспитании детей», которые 15 апреля прошли в Общественной палате РФ.
Слова выдающегося деятеля культуры участникам мероприятия напомнил в начале своего выступления первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло, отметив воспитательное значение хоровой музыки.
По словам члена ОП РФ, по инициативе Всероссийского хорового общества при поддержке Фонда изучения наследия П.А. Столыпина в 2013 году проводилось исследование социального эффекта хорового пения. Согласно данным исследования, занятия музыкой и пением с ранних лет оказывают влияние на интеллектуальное развитие ребенка, снижают заболеваемость, способствуют коммуникабельности и творчеству детей, устраняют межрасовые, межкультурные и иные межличностные барьеры. По данным другого исследования, проведенного группой психологов по заказу фонда «Наука и жизнь» при участии Всероссийского хорового общества, среди несовершеннолетних правонарушителей, а также подростков и молодежи, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, очень низок процент тех, кто в детстве занимался в музыкальных школах и хоровых студиях.
«Мне кажется очень важным то, каким образом музыка влияет на развитие интеллекта ребенка, его нравственности. Мы хотим, чтобы наши дети были хорошими, и мы знаем, как это сделать. Мы не веселим публику. Хоровое пение — это вид культуры, который влияет на воспитание детей. Надо, чтобы все 40 тысяч школ в стране имели школьные хоры, чтобы у нас появились хоровые дирижеры, которые могут работать в этих школах. Это ключевые вопросы», — заявил Павел Пожигайло.
Высокую общественную значимость хорового пения отметил и первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по аграрным вопросам, руководитель фестиваля народной песни «Добровидение» Олег Нилов.
«Наши враги делают ставку на разъединение, на организацию у нас национальной вражды. Потому я предлагаю, чтобы 50 процентов программы школьных уроков пения составляли народные песни разных народов и России, и мира. Окончив школу, дети будут их петь за каждым застольем — на днях рождения, проводах в армию. Какая это мощная сила для интеграции и дружбы! Это будет колоссальный эффект, в том числе для укрепления межнациональных отношений», — убежден он.
Олег Нилов также пригласил участников слушаний посетить фестиваль народной песни «Добровидение», который 14–16 июня пройдет в Санкт-Петербурге.
О развитии хорового пения в церковной среде рассказал председатель Синодальной богослужебной комиссии РПЦ, председатель церковно-общественного Совета по развитию русского церковного пения митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Под эгидой РПЦ проводятся фестиваль «В ожидании Рождества», международный хоровой конкурс «Кирилл и Мефодий», патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов», московский фестиваль хоров воскресных школ, международная церковно-певческая олимпиада для детей и юношества.
«Я предлагаю Общественной палате активно сотрудничать с нашим Советом по развитию русского церковного пения, тем более что в регионах у нас уже достаточно хорошие установленные связи», — обратился к собравшимся иерарх РПЦ.
Внимательно отнестись к опыту СССР, где в каждой школе действовал хор, было движение хоровых студий, предложил директор Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова, художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова профессор народный артист РФ Геннадий Дмитряк.
Полноценное присутствие искусства и музыки в системе образования для всех граждан страны увеличивает такой показатель, как качество жизни или индекс счастья, а вымывание из обязательной части образования занятий искусством уменьшают этот индекс не только у детей в школе, но и у будущих взрослых специалистов и граждан страны, подчеркнула руководитель мастерской музыкального искусства Центра кинопедагогики и медиакультуры Московского городского педагогического университета (МГПУ) Элина Агеева.
Участникам слушаний Павел Пожигайло озвучил проект резолюции, в котором, в частности, предлагается ввести уроки пения в обязательную программу общеобразовательных школ с первого по восьмой класс, включить в аттестат оценку по предмету «музыка и хоровое пение», в программу аттестации педагогических работников ввести дополнительные баллы за руководство школьным хоровым коллективом, разработать репертуарный список музыкальных произведений, входящих в золотой фонд вокально-хоровой музыки, изучение которого станет обязательным для каждого школьника. В свою очередь участники мероприятия внесли в проект резолюции ряд дополнений, в том числе предложили проводить подготовку и переподготовку руководителей хоровых коллективов в рамках нацпроекта «Культура», включить показатель развития школьного хорового пения в регионе в критерий эффективности губернаторов, сделать Пушкинскую карту доступной для учащихся с первого класса.
Павел Пожигайло заверил собравшихся, что в течение двух недель все предложения будут систематизированы, после чего проект резолюции поставят на голосование ОП РФ. Итоговая резолюция слушаний будет направлена в правительство, Госдуму и Совет Федерации.
В ходе мероприятия перед собравшимися выступили юные артисты из хорового коллектива московской школы № 1747 под руководством Вячеслава Кульмаметьева.