4 августа 2024 г. в Коневско...
МО...
...
Кафедра хорового дирижирования и академическог...
Кафедра хорового дирижирования и академическог...
Место проведения:  Москва
Даты проведения:  05.10.2018 - 07.10.2018
Подача заявок до:  01.10.2018
|
Первая часть мастер-класса (базовый курс) является набором инструментов, необходимым и достаточным для полноценного проведения занятий по предмету «Хоровое сольфеджио».
Ноты или песня?
Техника или душа?
Чистое интонирование или полет вдохновения?
Больше не нужно выбирать!
Не секрет, что руководителю вокального коллектива — будь то детский или взрослый, профессиональный или (в особенности!) любительский ансамбль или хор, — в своей работе с исполнителями приходится постоянно держать тонкий баланс между музыкальной теорией и творческой практикой.
С одной стороны, без нот песню не разучить. Но нудная зубрежка приносит разочарование: пока все выучат нотный текст, музыка уже надоедает, замыливается и перестает быть музыкой. Как же ускорить техническое освоение певцами нотного материала — чтобы успели изучить и не успело при этом навязнуть на зубах? И если уже навязло, как его оживить? Иными словами — как осуществить переход от музыкальной теории и сольфеджио к хоровой практике, в чем проблемы перехода от «этюдов и номеров» к исполнительству, и как эти проблемы решать?
Мы предлагаем найти ответ на эти вопросы вместе — в ходе интерактивного мастер-класса, наполненного практической работой, обсуждениями, творческими экспериментами и находками. От Струве и Станиславского — до бит-боксинга и боди-перкашн: освойте новый уровень музыкальной педагогики! Подарите своим подопечным радостную дружбу с музыкой, и станьте для них любимым преподавателем, о котором будут вспоминать всю жизнь!
Мастер-класс предназначен для всех, кто работает с хорами и ансамблями различных направлений и уровней подготовки.
Кандидат искусствоведения; практикующий хоровой дирижер, певец, преподаватель вокала, автор методических пособий по сольфеджио для интенсивного обучения нотной грамоте и чтению нот с листа.
С отличием окончил музыкальный колледж им. А. Г. Шнитке и дирижерский факультет Московской консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра хорового дирижирования); в 2014 году окончил аспирантуру историко-теоретического факультета Московской консерватории.
Практика хормейстерской и педагогической деятельности — свыше 10 лет. Из них последние 6 лет неразрывно связаны с работой по «Фонопедическому методу развития голоса», в том числе в прямом контакте с автором метода, В. В. Емельяновым.
Имеет обширный опыт работы с хорами и вокальными ансамблями различного уровня подготовки. От детских коллективов (хор «Ласточки» в рамках благотворительного проекта «Хоры в детских домах» под патронатом фонда Е. М. Ростропович; старший хор музыкальных классов школы №6 г.Жуковского с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла; курс хорового ансамбля с группами детей инструментального отделения ДШИ «Вдохновение») до профессиональных, полупрофессиональных и любительских взрослых коллективов (любительский хор МГПИ; хор НИУ ВШЭ; учебный хор на отделении для взрослых МГДМШ им. С. Прокофьева; ансамбль клуба голосового развития «Пой» «Глаз бури», молодежный хор A Posteriori), а также церковно-певческих коллективов (Школа духовного пения домового храма святой мученицы Татианы МГУ; праздничный хор того же храма; клирос Свято-Троицкого женского монастыря в Абхазии). Коллективы под руководством В. А. Жданова неоднократно занимали призовые места на российских и международных конкурсах.
В качестве преподавателя проводил по собственноручно разработанной программе учебные семинары («ФМРГ: практика внедрения», «Оживляя нотный текст: хоровое сольфеджио как лаборатория исполнительских навыков») для крайне широкого круга слушателей: от непрофессиональных певцов до преподавателей вокала и сольфеджио, хормейстеров и хоровых дирижеров. С 2015 года разрабатывал программы дополнительного профессионального образования для музыкальных работников и педагогов школ Москвы в Московском институте открытого образования (МИОО). Также преподает академический вокал в Московском институте музыки им. А. Г. Шнитке.
Как консультант, работал с вокальными ансамблями и хоровыми коллективами различной специфики и уровня подготовки. Область компетенции охватывает как организационную деятельность хоровой работы (от хорового сольфеджио до вопросов репертуара и исполнительства), так и задачи развития и защиты голоса для несения самой разнообразной голосовой нагрузки: как вокальной, так и профессиональной речевой — включая случаи функционального расстройства голоса.
Хоровое сольфеджио — вспомогательная дисциплина, облегчающая работу в хоровом классе, или полноценный учебный курс? Теоретическое и хоровое сольфеджио: сходство и различия. Практическое хороведение или художественная лаборатория? Составление программы курса и плана урока.
Современные тенденции в хоровом исполнительстве Европы и Америки. Какими навыками должен обладать хоровой певец, и как развивать их? Место чтения с листа на уроках хорового сольфеджио. Техническое совершенство и яркость интерпретации: связь формы и содержания.
Воспитание навыков интонирования и формирование ладового чувства: основные принципы, характер работы, методика (Л. Масленкова, Г. Арцышевский, Г. Струве). Диатоника, хроматика, модуляция. Варьирование и импровизация в работе с инструктивным материалом (Л. Венгрус). Принцип остинато. Вокально-технические ошибки, мешающие чистому интонированию, и пути их устранения. «Пою ноты — не слышу музыку» (В. Середа). Освоение сложной новоинтонационной мелодики: обзор. Что делает работу скучной, а что оживляет интерес?
Переход от одноголосия к многоголосию: проблемы и решения. Методика работы и наиболее распространенные ошибки. Почему не возникает чистая аккордовая «вертикаль», и что с этим делать? Интонационные и вокально-технические проблемы, ансамблевые навыки. Проблема «неслышания музыки» и ее влияние на звучание в хоре гомофонной и полифонической фактуры.
Ритмическое чувство и его развитие. Типичные проблемы и пути их решения. Метр и ритм: о терминах. «Телесность» ритма. Эвритмия и другие идеи Э. Далькроза. Тактирование и дирижирование как способы упорядочить исполнение во времени, а также иные необычные способы для достижения тех же целей. Body percussion: возможности использования. Квадратность и неквадратность. Полиметрия. Соединение пения и движения: сложности и польза, акцент на запоминании материала, возможности использования при подготовке номеров с элементами хореографии или театрализации.
Значение метра и ритма в интонационных упражнениях. «Школа ритма» О. Берак. Озвучивание ритмов голосом, использование ритмических упражнений для одновременного освоения интонационных оборотов, для работы над многоголосием. Точность исполнения коротких пауз. Beat-box: ритмическая разминка и тренинг дыхания. Особые виды ритмического деления и методы работы с ними. Полиритмия.
Клуб "ПОЙ"
г. Москва, ул. Чесменская, д. 7
метро Марксистская, Пролетарская
+7 (499) 136‑51‑14 info@poiclub.net
Общая продолжительность семинара — 12 астрономических часов
«Большое спасибо организаторам мастер-класса: «Оживляя нотный текст: хоровое сольфеджио как лаборатория исполнительских навыков» Виталия Жданова.
Не имея возможности лично участвовать в работе мастер-класса я познакомилась с содержанием семинара в интерактивной редакции. И не пожалела!
Представьте себе пианистку, работающую с дошкольниками и взрослым любительским ансамблем! С одной стороны – с помощью ФМРГ можно начать решать вопросы развития вокального голоса как такового, а с другой – как подвести людей, не имеющих даже начального музыкального образования, к освоению музыкальной теории? Ответы на свои вопросы я нашла у Виталия Жданова: как формировать ладовое чувство и навыки интонирования; как перейти к многоголосию; почему нужно «телесно» осваивать ритм – и ещё очень много таких «как» и «почему» получили своё объяснение. Кроме того, в моё распоряжение поступили методические пособия и схемы, которые я, не откладывая в «долгий» ящик, уже стала применять на практике. С нетерпением жду новых семинаров!»
«Колосcальную работу, которую Виталий Андреевич провел при подготовке семинара, невозможно не заметить. Это огромный труд, направленный на облегчение нашей с вами (хормейстерской) работы. Эта методика подходит как для музыкальных школ, так и для хоров (любит., полупроф). Она дает возможность людям без образования получить хотя бы теоретически это образование. В интересной и понятной для себя форме, а не в унылом 11 летнем штудировании учебника. Спасибо В.А.!»