Вход

САЙТ НАХОДИТСЯ В РЕЖИМЕ ОТЛАДКИ
Главная > Новости > Рецензии, интервью > Интервью с Надеждой Малявиной

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

наши партнеры

Интервью с Надеждой Малявиной

10.10.2016 Москва

Добрый вечер, уважаемые подписчики группы!

Когда-то на заре существования группы была у нас попытка завести традицию «интервью через Интернет» с хорошими людьми, которые – какая удача! – являются жителями хорового мира. В традицию это, правда, так и не переросло, но идея интервьюирования в формате дружеской беседы жива, и вот нам представился случай побеседовать с Надеждой Васильевной Малявиной – руководителем Мужского Хора МИФИ, заслуженной артисткой РФ и просто хорошим, открытым человеком.

Наша короткая беседа состоялась 28 сентября 2016 года в фойе Рахманиновского зала Московской Консерватории сразу по окончании концерта хора Balsis (Рига, Латвия) под управлением Интса Тетеровскиса. Кстати, не удивляйтесь некоторым странностям. На письме отдельные разговорные конструкции зачастую смотрятся «внезапно», как и вся наша хоровая жизнь. Да, интервью немного отредактировано и согласовано с Надеждой Васильевной. Итак:


Сумбур Хориста: Добрый вечер, Надежда Васильевна!

НадеждаМалявина: Lab vakars.- сказала Надежда Васильевна.

С.Х.: Lab vakars (- добрый вечер, латышкское - А.Ц.), я бы тоже сказал! Скажите, пожалуйста, вот мы только что послушали концерт… Буквально два слова – впечатления – прежде, чем перейдём к теме.

Н.М.: Я всегда восхищаюсь хорами из Прибалтики, знаете, немножко даже завидую, потому что это воспитание хоровое идёт у них с колыбели. У нас в МИФИ «детки» гораздо позже начинают заниматься музыкой. Студенты нашего ВУЗа со школьной скамьи нацелены на точные науки – физику и математику...

А впечатление от концерта совершенно замечательное. Программа прекрасная! Разнообразная. Великолепный ансамбль, строй – вообще видно, что люди этим живут, увлечены… В общем, прибалты для нас – всегда эталон для подражания.

С.Х.: Хорошо. И у Вас ведь хор абсолютно любительский, я правильно понимаю?

Н.М.: У нас хор АБСОЛЮТНО любительский, потому что у нас закрытый ВУЗ, и в нём поют только МИФИсты – студенты и выпускники нашего ВУЗа.

С.Х.: Тогда разумно задать Вам технический вопрос: Как же Вы с ними справляетесь? На что Вы обращаете внимание?

Н.М.: Мне этот вопрос всегда задают. Особенно, когда стоит на сцене хор большой – человек 100-120-130-140. Как я с ними справляюсь?

Мне повезло, я впитала традиции этого коллектива, поработав 10 лет хормейстером у Эсфири Моисеевны Рывкиной, которая этот хор создала. И эти традиции очень помогают и сегодня. Например, у нас в хоре есть Правление, регулярно выбираемое из действующего состава хора. Оно занимается решением организационных вопросов, предоставляя хормейстерам возможность сосредоточиться на творчестве. Каждый год мы прослушиваем всех мальчиков, поступивших в МИФИ, и члены Правления, да и другие хористы, всегда приходят на прослушивание первого курса. Поют для них, рассказывают о хоре, показывают видеофильмы, стараются их заинтересовать.

В нашем хоре представлено множество поколений, начиная с 56 года... Есть такой хоровой фестиваль в России «Поющее мужское братство» – вот так можно было бы назвать и наш хор.

С.Х.: Спасибо! Надежда Васильевна, скажите, пожалуйста, на что Вы в первую очередь обращаете внимание на распевках, в частности, и на репетициях вообще?

Н.М.: На репетиции вообще я обращаю внимание на дисциплину, конечно.

С.Х.: Хороший ответ!

Н.М.: Поскольку хор любительский, нужно же сделать так, чтобы этот хор, во-первых, пел! Вот. А поскольку приходят «мальчики», у которых, слух, конечно, есть: мы отбираем таких, чтобы хотя бы зачатки музыкального слуха были – а голос мы уже развиваем. Со мной работает целая сплочённая команда хормейстеров. Они профессионалы-музыканты, все очень увлечённые люди. И мы буквально по зёрнышку достаём эти дарования, Богом данные каждому человеку, и делаем из простого МИФИста уже МИФИста тире хориста. Конечно, огромная вокальная работа. Первокурсники поэтому у нас занимаются отдельно, чтоб овладеть певческим дыханием, вокальными навыками, научиться раскрывать рот. И распев хора занимает почти час.

С солистами у нас занимается педагог по вокалу – профессор Московской Консерватории Юлия Васильевна Алисова, наша бывшая солистка. И за каждой партией у нас закреплён хормейстер. Вот так мы и пестуем, холим и лелеем, нянчим наших мальчиков и из МИФИстов делаем хористов.

С.Х.: Есть ли у Вас какие-то специальные рецепты для низких голосов и для высоких голосов?

Н.М.: Специальных рецептов особенно нет. Потому что нужно сделать как раз единство, нужно сделать, чтобы был хороший ансамбль, унисон мужского хора. Я им иногда говорю даже: не должно быть сейчас заметно, кто тенор, кто бас. Надо сделать унисон. Чтобы все, как один, пели, причём, буквально. И показываю им своим голосом. Я говорю в шутку: я бас лучше, чем вы!

С.Х.: Ваш знаменитый йодль мы на концертах мы на концертах слышим – это точно.

Н.М.: Особых разделений для теноров и басов нет. Самое главное, чтобы они хотя бы были в начале работы. Потому что когда приходят ребята в хор, у них у большинства средненькое что-то между вторым тенором и первым басом. Получается в этих голосах всегда избыток, а первых теноров не хватает. Вторые басы вообще как голоса «вызревают» уже после тридцати лет, и конечно, мы каждого из них очень бережём.

С.Х.: Что Вы стараетесь привить хористам, чтобы они «блюли дисциплину», занимались?

Н.М.: Наверное, специально прививать ничего не нужно. Нужно сделать так, чтобы было им интересно. Поэтому очень тщательно нужно готовиться к репетициям – руководителю и всем хормейстерам, чтобы человек понимал, что он пришёл не зря, что он не потратил своё время зря. Ведь он мог в кино сходить или с девушкой погулять. Он обязательно должен с каждой репетиции что-то этакое для себя вынести. Получить эстетическое удовлетворение. Он за ЭТИМ сюда приходит. И вообще это очень ценно.

Я работала одновременно и в любительском хоре, и в профессиональном. И когда мне нужно было выбирать – по семейным обстоятельствам: дети, семья – я выбрала любительский хор. Потому что это очень ценно, когда человек приходит не за деньги, а для того, чтобы отдать себя и получить взамен что-то не материальное. Вот это – большое-большое счастье, когда такая взаимоотдача происходит. Поэтому все наши хормейстеры – энтузиасты своего дела, которые работают не за страх, а за совесть.

Первокурсник вливается в основной состав на следующий год, и рядом с ним сидит студент старшего курса, инженер, преподаватель, профессор – и все они в одном коллективе. И молодой певец чувствует себя, как за каменной стеной! Ведь если вдруг понадобится помочь в учёбе, ему всегда помогут.

С.Х.: Надежда Васильевна, если я правильно понимаю, один из аспектов «увлечения» – это творческие планы: концерты, поездки… О ближайших, буквально пару слов.

Н.М.: У нас сейчас генеральная линия выстроена с прицелом на наш юбилей. 16 октября – День рождения хора, но юбилеи свои мы всегда празднуем во второй половине сезона, когда хор уже набирает форму. 22 апреля у нас будет концерт, посвящённый шестидесятилетию хора в Большом зале Московской консерватории. Приходите, пожалуйста, вы увидите хор во всей красе. На сцене будет стоять полторы сотни человек. Такой вот грандиозный задуман концерт! В двух отделениях. Во втором отделении концерта будут петь и первокурсники, которых мы набрали в этом году.

С.Х.: Что ж, спасибо! Я думаю, пожалуй, хватит.

Н.М.: Всем спасибо!

С.Х.: Спасибо большое.


Уже по дороге к метро я вспомнил, что не задал один довольно интересный вопрос. Диктофон был уже выключен, поэтому пересказываю по памяти.


С.Х.: Надежда Васильевна! Недавно мы с Вами участвовали в конференции Хор-Экспо, и среди прочих «докладов» был небольшой мастер-класс Рауля Тальмара. Рауль показывал всяческие телесно-ориентированные методики знакомства с ритмами и разнообразные интересные распевочные и технические штучки. Можете ли Вы прокомментировать с позиции хормейстера, насколько интересно это именно для Вас?

Н.М.: Да, это было довольно интересно. Мы, конечно, вряд ли будем использовать именно такие упражнения, хотя они действительно могут помочь в освоении ритмических сложностей.

Мы ведь и сами используем кое-какие двигательные упражнения во время распевок. На своём мастер-классе во время Хор – Экспо, я показывала и элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, и одно из упражнений, когда на каждую ступень восходящей гаммы, исполняемой нон-легато, нужно подпрыгивать на пятках, не отрывая носков. А в запасе есть и упражнения, когда пение совмещается с движениями из стрельниковской гимнастики… То есть, мы так или иначе используем подобные методики, но под пристальным наблюдение опытного хормейстера, а не просто разнообразия ради. Впрочем, маэстро Тальмар наверняка именно такой подход и имел в виду.

С.Х.: Спасибо!


Вот такая вот получилась у нас беседа. Как и предсказывала Надежда Васильевна, всё это в принципе мы и так все знаем. И разумеется, успеху своему хор МИФИ прежде всего обязан тому, что соблюдает все «очевидные» вещи: крепит братство, призывает ко взаимопомощи, блюдёт дисциплину, и самое главное – тщательно и кропотливо работает со своими участниками, не забывая их мотивировать интересными концертными и гастрольными проектами.


А мы желаем студенческим хорам России вообще и Хору МИФИ, в частности, держать нашу планку крепко и высоко, а также удачных гастролей.

Да, чуть не забыл! В этом году Хор МИФИ участвовал в IX Всемирных хоровых играх в Сочи, где завоевал две золотые медали и титул чемпиона в категории «мужской хор». Вот, подобных успехов мы и желаем всем нашим коллективам! 


Александр Циплянов

назад к новостям
просмотров 503

Комментарии



Войдите, чтобы получить возможность оставлять комменатрии.