Вход

САЙТ НАХОДИТСЯ В РЕЖИМЕ ОТЛАДКИ
Главная > Фестивали и конкурсы > Конференции, симпозиумы > Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

хоровые новости

Рейтинг фестиваля:

Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования

Международная научная конференция

Место проведения:  Москва

Даты проведения: 24.10.2016 - 26.10.2016

Подача заявок до: 01.07.2016

Государственный институт искусствознания

Международная научная конференция

«Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования»

 

24–26 октября 2016 года

 

Русское музыкальное барокко второй половины XVII – середины XVIII века — значительный этап в становлении музыкальной культуры России и формировании национальной композиторской школы. Интерес к русскому музыкальному барокко в настоящее время возрастает как в России, так и за рубежом, поэтому его изучение требует консолидации усилий музыковедов разных стран. Задача форума — обсудить современные достижения и проблемы, связанные с осмыслением и исполнением музыки русского барокко, наметить пути дальнейших исследований, способствовать воссозданию цельной и вместе с тем многогранной картины русской музыки XVII—XVIII веков.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ


24 октября
10.00 Приветствие участникам конференции
Директор института, доктор искусствоведения
Наталия Владимировна Сиповская
Руководитель проекта, доктор искусствоведения
Наталья Юрьевна Плотникова

Сессия 1
Русская музыкальная культура второй половины XVII–начала XVIII века: от Средневековья к Новому времени
Ведет заседание Плотникова Наталья Юрьевна
9.29-9.50 Полоцкая Елена Евгеньевна (Екатеринбург)
Антиномии и парадоксы музыки русского барокко

9.54-10.15 Хачаянц Анжела Григорьевна (Саратов)
Отражение смены культурных парадигм
в рукописной певческой книжности рубежа XVII–XVIII веков

11.20-11.40Парфентьев Николай Павлович (Челябинск)
Реформа русского церковно-певческого искусства
1650–1670-х годов в контексте перехода
к искусству Нового времени

11.40-12.00Владышевская Татьяна Феодосьевна (Москва)
О культурном и стилевом конфликте
в русской музыкальной культуре XVII века
12.00-12.30Кофе-пауза

Сессия 2
От монодии к многоголосию
Ведет заседание Парфентьева Наталья Владимировна
12.30-12.50Парфентьева Наталья Владимировна (Челябинск)
Творчество Мелетия Грека в контексте особенностей
переходного периода в музыкальном искусстве
второй половины XVII века
11.54-12.15 Полозова Ирина Викторовна (Саратов)
Обновление традиций знаменного пения в певческой
практике старообрядцев: тенденции Нового времени

13.20-13.40Трубенок Елена Александровна (Москва)
«Тебе Бога хвалим» в монодии и многоголосии
(по певческим рукописям XVII–XVIII веков)

13.45–14.05Пожидаева Галина Андреевна (Москва)
О прочтении раннего русского многоголосия

14.10–14.30Кондрашкова Лада Вадимовна (Москва)
Партесное и безлинейное многоголосие: проблемы взаимодействия
14.30–15.30Перерыв

Сессия 3
Песни, канты, псалмы: книжная песня эпохи русского барокко
Ведет заседание Федоровская Наталья Александровна
15.30–15.50Васильева Елена Евгеньевна (Санкт-Петербург)
Новоиерусалимская школа: предистория музыки Нового времени

15.55–16.15Зосим Ольга Леонидовна (Украина, Киев)
Структура восточнославянских рукописных песенников
XVII – XVIII веков: конфессиональный аспект

16.15–16.35Семененок Ивлий Александрович
(Санкт-Петербург)
Польские канты XVII века «Messyjasz przyszedł na
Świat prawdziwy» и «Nowy rok bieży» в традиции
русского барокко и в старообрядческих рукописях

16.40–17.00Потемкина Нора Александровна (Москва)
«Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого и
Василия Титова (список из Музейского собрания ГИМ, № 895)
как памятник певческой книжности русского барокко

17.05–17.25Копылова-Панченко Валентина Сергеевна
(Санкт-Петербург)
Роль «Псалтири рифмотворной» Симеона Полоцкого
с музыкой Василия Титова в ранней кантовой культуре
и в формировании партесного концертного стиля
стендовый докладСидорович Людмила Николаевна
(Республика Беларусь, Минск)
Нотные рукописи эпохи барокко – «Полоцкая тетрадь» и
«Псалтирь царя Давида» Симеона Полоцкого с музыкой
Василия Титова и анонимных русских композиторов:
к проблеме компаративного анализа
17.30–18.00Перерыв

18.00КОНЦЕРТ (Зеркальный зал)


Ансамбль древнерусского певческого искусства
«Ключ разумения»
Руководитель – Наталья Мосягина

Ансамбль древнерусской музыки
Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н. А. Римского-Корсакова
«Знамение»
Художественный руководитель – Татьяна Швец

Ансамбль древнерусского певческого искусства
«Асматикон»
Руководитель – Анна Елисеева

Ансамбль солистов Московского мужского камерного хора
«Кастальский»
Художественный руководитель – Алексей Рудневский

Солисты вокального ансамбля
«Intrada»
Художественный руководитель – Екатерина Антоненко

25 октября
Сессии 4–6: Вопросы истории и теории партесного многоголосия
Сессия 4
Ведет заседание Полоцкая Елена Евгеньевна
10.00–10.15Герасимова-Персидская Нина Александровна
(Украина, Киев)
Становление многохорного партесного концерта
и значение региональных школ (вторая половина XVII века)

10.15–10.35Шумилина Ольга Анатольевна (Украина, Львов)
Партесные традиции Западной Руси
(середина и вторая половина ХVII века)

10.40–11.00Герасимова Ирина Валерьевна (Санкт-Петербург)
Ян Коленда: техника партесного письма
композитора середины XVII века

11.05–11.25Плотникова Наталья Юрьевна (Москва)
Творчество мастеров партесного стиля Николая Дилецкого
и Василия Титова: новые открытия и перспективы изучения

11.30–11.50Гурьева Наталья Валерьевна (Москва)
Сочинения Федора Редрикова в рукописях
из Синодального певческого собрания ГИМ
11.50–12.30Кофе-пауза

Сессия 5
Ведет заседание Полозова Ирина Викторовна
12.30–12.50Мосягина Наталья Викторовна (Санкт-Петербург)
«Странные голоса» в партесных
гармонизациях знаменного распева

12.55–13.15Тимуск София Александровна (Санкт-Петербург)
Анонимное и композиторское творчество
XVIII века в стиле постоянного многоголосия
на примере певческой книги Ирмологий

13.20–13.40Демина Вера Николаевна (Ростов-на-Дону)
События российской истории в музыкально-
поэтических жанрах викториального торжества
13.45–14.05Демьяненко Богдан Николаевич (Украина, Киев)
Статистическое исследование музыкального языка
как новое средство атрибуции анонимных партесных
произведений XVII – первой половины XVIII века
14.10–15.30Перерыв

Сессия 6
Ведет заседание Мосягина Наталья Викторовна
15.30–15.50Федоровская Наталья Александровна (Владивосток)
Риторические фигуры в тексте и музыке как
средство организации музыкально-поэтического
пространства партесных концертов

15.55–16.15Катунян Маргарита Ивановна (Москва)
Учение о композиции Николая Дилецкого

16.20–16.40Лыжов Григорий Иванович (Москва)
Виды контрапункта в «Мусикийской грамматике» Николая Дилецкого

16.45–17.05Воробьев Евгений Евгеньевич (Москва)
Риторика в музыкальной теории в России XVII–XVIII веков:
Николай Дылецкий и Михаил Березовский

17.10–17.30Булычева Анна Валентиновна (Москва)
Концерты на 12 голосов из собрания Спасо-Преображенского
Пыскорского монастыря: история, исполнительская судьба,
проблемы реконструкции в связи с ладовыми структурами

стендовый докладИеромонах Филипп (Неседов)
(Свято-Троицкая Сергиева Лавра)
Основная модель гармонии партесного пения

18.30КОНЦЕРТ (Зеркальный зал)

Солистка Ансамбля ранней музыки «Insula Magica»
Анна Недоспасова (колесная лира, фортепиано)

Лауреат международных конкурсов
Ансамбль солистов Камерного хора «Россика»
Художественный руководитель и дирижер –
заслуженная артистка России
Валентина Копылова-Панченко
(К 40-летию творческой деятельности Камерного хора «Россика»)
26 октября
Сессия 7
Музыка русского и западноевропейского барокко:
контрасты и взаимосвязи
Ведет заседание Герасимова Ирина Валерьевна
10.00–10.20Недоспасова Анна Павловна (Новосибирск)
Новые открытия: Тобольский манускрипт Густава
Блидстрёма – памятник сибирского барокко

10.25–10.45Чернова Елена Евгеньевна (Германия, Регенсбург)
Западноевропейское и раннее русское барокко:
к проблеме аутентичности аналитических методов

10.50–11.10Шепелев Пьер (Франция, Париж)
Основы строя, темперации и интонирования в
западноевропейской и русской старинной музыке
11.15–11.40Кофе-пауза


Сессия 8
Россия–Польша: музыкальные связи эпохи барокко
Ведет заседание Акопян Левон Оганесович
11.40–12.10Журавска-Витковска Алина (Польша, Варшава)
Итальянский сезон артистов польского короля и
саксонского курфюрста Августа II / Фридриха Августа I
при дворе царицы Анны Иоанновны (Москва, 1731)

12.15–12.35Вискова Ирина Владимировна (Москва)
Польский исследователь Иероним Фейхт (1894–1967) и его статья
«Русско-польские связи в религиозной музыке XVI–XVII веков»

12.40–13.00Антончик Виктория (Польша, Варшава)
Польско-русские музыкальные связи эпохи барокко
в исследованиях польских ученых

13.00–14.00Перерыв



Сессия 9
Хоровая культура русского барокко:
исполнительские и педагогические аспекты
Ведет заседание Недоспасова Анна Павловна
14.00–14.20Швец Татьяна Викторовна (Санкт-Петербург)
Практическое освоение хоровой культуры русского
барокко в рамках учебного курса «Вокальный ансамбль»

14.25–14.45Суарес Ольга Николаевна (Республика Беларусь, Минск)
Партесное многоголосие XVII – середины XVIII века
в репертуаре современных хоровых коллективов
Беларуси: реалии и перспективы

14.50–15.10Антоненко Екатерина Юрьевна (Москва)
Вопросы исполнительской интерпретации вокальной музыки
русского барокко: отечественные и западные традиции

15.15–15.35Плетнева Екатерина Васильевна (Санкт-Петербург)
Двознаменники (знамя – киевская нота)
как учебные пособия по дешифровке

15.40–16.00Чернышева Татьяна Алексеевна (Санкт-Петербург)
Перспективы изучения русского хорового барокко в
учебных курсах профессионального музыкального
образования дирижерско-хорового профиля
16.00–16.30Кофе-пауза

Сессия 10
Музыка и другие искусства: параллели и пересечения
Ведет заседание Парфентьев Николай Павлович
16.30–16.50Сазонова Лидия Ивановна (Москва)
Придворные поэты XVII века:
стихотворно-музыкальные композиции

16.55–17.15Старикова Людмила Михайловна (Москва)
О роли церковных певчих в «русских комедиях»
первой половины XVIII века

17.20–17.45Постернак Кирилл Владимирович (Москва)
Барокко в России XVIII века: духовная музыка
и церковная архитектура – две модели развития
17.50Круглый стол

просмотров 1522

Комментарии



Войдите, чтобы получить возможность оставлять комменатрии.